Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Русская Усадьба

Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века

Пожалуй, ни в одном явлении отечественной художественной культуры второй половины XIX в. в такой степени не отразились характерные, даже наиболее типические черты духовного миропонимания человека, как в русской усадьбе. Без преувеличения можно сказать, что усадьба указанного времени наряду с русской деревней не только в глазах современников, но и многих последующих поколений как бы сливалась с образом России.

Расположенная в большинстве случаев на берегах естественных или искусственных водоемов, опоясанная лесами и широко раскинувшимися полями, среди которых были вкраплены села и мелкие деревни, она органично вписывалась в прекрасный местный ландшафт и составляла неотделимую часть специфической сельской жизни.

Усадьба была формированием, в котором осуществлялась насущная связь человека с окружающей и как бы пронизывающей ее ансамбль природой. «Я ничего не знаю прелестнее наших орловских садов - и нигде на свете нет такого запаха и такой зелено-золотой серости», - писал И. С. Тургенев в 1872 г. К этой мысли он неоднократно возвращался и в своих произведениях. «Какой . . . здесь воздух! Как славно пахнет! Право, мне кажется, что нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях! Да и небо здесь. . .» - восклицал его Аркадий Кирсанов . В архитектурно-парковой среде усадьбы, в ее вещественном и предметном мире, находившемся в тесном взаимоотношении с нерукотворной природной средой, воплощались свойственные второй половине XIX в. идеалы и представления о прекрасном.

Вместе с тем, воплощая в повседневной жизни и художественном быте усадьбы, ее архитектурно организованном пространстве свои стремления к прекрасному, владелец усадьбы - был ли он сам деятелем культуры или только ее «потребителем» - вынужден был не забывать о хозяйственной стороне усадебной жизни, обеспечивавшей ему иногда немалый достаток и одновременно создававшей условия для повседневных контактов с простым народом.

Эти две основные составляющие усадебного быта - хозяйственная и культурная, - казалось бы, должны были находиться в непримиримом противоречии. Тем не менее они плодотворно дополняли друг друга, позволяя владельцам поместья ощущать себя через усадебный микромир некими участниками общего процесса мироздания. В их взаимодействии коренилась и синтетичность, характерная для русской усадьбы в целом.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Пластические находки

Буквально все, до последней былинки, обозначенной автором, влечет…

Наличие рампы

Созданный им монументальный образ как бы стремится выйти за пределы…

Переломные моменты в жизни общества

По мере эволюции народной жизни и культуры оно расширялось,…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…