Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Русская Усадьба

Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века

Пожалуй, ни в одном явлении отечественной художественной культуры второй половины XIX в. в такой степени не отразились характерные, даже наиболее типические черты духовного миропонимания человека, как в русской усадьбе. Без преувеличения можно сказать, что усадьба указанного времени наряду с русской деревней не только в глазах современников, но и многих последующих поколений как бы сливалась с образом России.

Расположенная в большинстве случаев на берегах естественных или искусственных водоемов, опоясанная лесами и широко раскинувшимися полями, среди которых были вкраплены села и мелкие деревни, она органично вписывалась в прекрасный местный ландшафт и составляла неотделимую часть специфической сельской жизни.

Усадьба была формированием, в котором осуществлялась насущная связь человека с окружающей и как бы пронизывающей ее ансамбль природой. «Я ничего не знаю прелестнее наших орловских садов - и нигде на свете нет такого запаха и такой зелено-золотой серости», - писал И. С. Тургенев в 1872 г. К этой мысли он неоднократно возвращался и в своих произведениях. «Какой . . . здесь воздух! Как славно пахнет! Право, мне кажется, что нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях! Да и небо здесь. . .» - восклицал его Аркадий Кирсанов . В архитектурно-парковой среде усадьбы, в ее вещественном и предметном мире, находившемся в тесном взаимоотношении с нерукотворной природной средой, воплощались свойственные второй половине XIX в. идеалы и представления о прекрасном.

Вместе с тем, воплощая в повседневной жизни и художественном быте усадьбы, ее архитектурно организованном пространстве свои стремления к прекрасному, владелец усадьбы - был ли он сам деятелем культуры или только ее «потребителем» - вынужден был не забывать о хозяйственной стороне усадебной жизни, обеспечивавшей ему иногда немалый достаток и одновременно создававшей условия для повседневных контактов с простым народом.

Эти две основные составляющие усадебного быта - хозяйственная и культурная, - казалось бы, должны были находиться в непримиримом противоречии. Тем не менее они плодотворно дополняли друг друга, позволяя владельцам поместья ощущать себя через усадебный микромир некими участниками общего процесса мироздания. В их взаимодействии коренилась и синтетичность, характерная для русской усадьбы в целом.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Осмысление дифференцированных оценок

Окажется, что мы не можем обойтись без понятия прекрасного. И совсем…

Жизненная ситуация

Оно сопутствует труду, общению, играм, но никогда не выделяется в…

Сближения в промышленно-капиталистических условиях

Однако нельзя не отметить, что именно с появлением эстетики…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…