Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века
Пожалуй, ни в одном явлении отечественной художественной культуры второй половины XIX в. в такой степени не отразились характерные, даже наиболее типические черты духовного миропонимания человека, как в русской усадьбе. Без преувеличения можно сказать, что усадьба указанного времени наряду с русской деревней не только в глазах современников, но и многих последующих поколений как бы сливалась с образом России.
Расположенная в большинстве случаев на берегах естественных или искусственных водоемов, опоясанная лесами и широко раскинувшимися полями, среди которых были вкраплены села и мелкие деревни, она органично вписывалась в прекрасный местный ландшафт и составляла неотделимую часть специфической сельской жизни.
Усадьба была формированием, в котором осуществлялась насущная связь человека с окружающей и как бы пронизывающей ее ансамбль природой. «Я ничего не знаю прелестнее наших орловских садов - и нигде на свете нет такого запаха и такой зелено-золотой серости», - писал И. С. Тургенев в 1872 г. К этой мысли он неоднократно возвращался и в своих произведениях. «Какой . . . здесь воздух! Как славно пахнет! Право, мне кажется, что нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях! Да и небо здесь. . .» - восклицал его Аркадий Кирсанов . В архитектурно-парковой среде усадьбы, в ее вещественном и предметном мире, находившемся в тесном взаимоотношении с нерукотворной природной средой, воплощались свойственные второй половине XIX в. идеалы и представления о прекрасном.
Вместе с тем, воплощая в повседневной жизни и художественном быте усадьбы, ее архитектурно организованном пространстве свои стремления к прекрасному, владелец усадьбы - был ли он сам деятелем культуры или только ее «потребителем» - вынужден был не забывать о хозяйственной стороне усадебной жизни, обеспечивавшей ему иногда немалый достаток и одновременно создававшей условия для повседневных контактов с простым народом.
Эти две основные составляющие усадебного быта - хозяйственная и культурная, - казалось бы, должны были находиться в непримиримом противоречии. Тем не менее они плодотворно дополняли друг друга, позволяя владельцам поместья ощущать себя через усадебный микромир некими участниками общего процесса мироздания. В их взаимодействии коренилась и синтетичность, характерная для русской усадьбы в целом.
← Славянский базар | Новый масштаб центральных улиц Москвы → |
---|