Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века
«Есть еще пропасть людей, - пишет критик, - которые воображают, что нужно быть изящным только в музеях, в картинах и статуях, в громадных соборах, наконец, во всем исключительном нет, настоящее, цельное, здоровое народное искусство лишь там, где и лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так до последнего предмета: там уже значительно более и интересна, по мысли и по форме и архитектура, а вслед за нею живопись и скульптура.
Где нет потребности в том, чтобы художественными были мелкие, общежитейские предметы, там и искусство растет еще на песке там оно покуда аристократический гость, изящное препровождение привилегированных, исключительных индивидуумов, иной раз талантливых и достойных всего нашего почтения, но горами отделенных - быть может, еще надолго, - от массы народа». Интерьер, живущие в системе интерьера прикладные искусства, мебель и утварь, даже костюм схожи и в другом. Они становятся средством выражения личной социальной и нравственной позиции, в частности приверженности народной или национальной идее, и, как следствие, определенных политических симпатий. Традиции славянофилов, сделавших в 1840-е годы русское платье символом своей веры, в 1860-1880-е годы продолжали народники и народнически настроенная интеллигенция. По-своему, не по моде и не по-русски одеваются студенты и те слои из интеллигентов и полуинтеллигентов, которые причисляют себя к нигилистам. В русское, но подражая боярскому богатому костюму, одеваются в торжественных случаях члены императорской фамилии и придворные дамы. Как одна из попыток вдохнуть новую жизнь в угасшую в период общественного подъема 1860-1870-х годов идею официальной народности воспринимается попытка возрождения национальных традиций в мужском костюме: офицеры во главе с Александром III носят заправленные в сапоги шаровары и папахи.
← Интерьер, живущие в системе интерьера прикладные искусства | Потребности среднего сословия → |
---|