Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Интерьер, живущие в системе интерьера прикладные искусства

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

Аналогичную картину представляет заполненный мебелью и утварью жилой интерьер. Особенности миропонимания второй половины XIX в. больше, чем когда бы то ни было, превращают его в своеобразную разновидность автопортрета. Индивидуальные склонности, жизненная позиция, род занятий, система ценностей не только не затушевываются, но и сознательно подчеркиваются архитектурной отделкой и меблировкой комнат. Естественно, это индивидуализация в пределах свойственных времени закономерностей, в кругу разделяемых определенной социальной группой ценностей.

В обиход входят интерьеры, отделанные в народном крестьянском духе. Предметы, воссоздающие форму орудий крестьянского труда, утвари, изб, заполняют квартиры русской интеллигенции. Описанная А. П. Чеховым в рассказе «Попрыгунья» квартира Ольги Ивановны типична для второй половины XIX в. «Моя азбука, составленная для детей маминым старшим братом, - вспоминает художник В. Конашевич, - он был народником, если не по принадлежности к партии, то по своим убеждениям, - была вся завалена тележными осями, косами, боронами, стогами сена, овинами, ригами... В кабинете отца перед письменным столом стояло кресло, у которого спинкой была дуга, локотниками два топора. . . на сиденье примостились кнут и пара лаптей - все вырезанное из дуба. А на столе стояла настоящая маленькая деревенская изба из орехового дерева, полная папирос».

Кресло, стоявшее в кабинете отца художника В. И. Конашевича, стояло в домах многих интеллигентов. В частности, одно находится в Доме-музее А. П. Чехова в Ялте, несколько - в собрании ГИМ в Москве. У многих на дуге славянской вязью вырезаны пословицы: «Тише едешь - дальше будешь», «Поспешишь - людей насмешишь». На столах, полочках, этажерках стояли чернильницы в виде колодцев с журавлями, бытовые предметы в форме бочонков, старинных ларцов, избушек, подков, крестьянских саней-розвальней. Получили распространение деревянные настенные тарелки и подносные блюда. В украшавший их орнамент вплеталась вязь выполненных в славянском духе надписей вроде: «Не ищи красоты, а ищи доброты», «Чем хата богата, тем и рада» .

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Субстанциальные цели культуры

Здесь мы подошли к поставленному выше вопросу о субстанциальном ядре…

Глобальные процессы динамики культуры

На относительность дилеммы и подвижность соотношения в культуре…

Современная философская мысль

По самим своим онтологическим свойствам он плохо соответствует…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…