Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Интерьер, живущие в системе интерьера прикладные искусства

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

Аналогичную картину представляет заполненный мебелью и утварью жилой интерьер. Особенности миропонимания второй половины XIX в. больше, чем когда бы то ни было, превращают его в своеобразную разновидность автопортрета. Индивидуальные склонности, жизненная позиция, род занятий, система ценностей не только не затушевываются, но и сознательно подчеркиваются архитектурной отделкой и меблировкой комнат. Естественно, это индивидуализация в пределах свойственных времени закономерностей, в кругу разделяемых определенной социальной группой ценностей.

В обиход входят интерьеры, отделанные в народном крестьянском духе. Предметы, воссоздающие форму орудий крестьянского труда, утвари, изб, заполняют квартиры русской интеллигенции. Описанная А. П. Чеховым в рассказе «Попрыгунья» квартира Ольги Ивановны типична для второй половины XIX в. «Моя азбука, составленная для детей маминым старшим братом, - вспоминает художник В. Конашевич, - он был народником, если не по принадлежности к партии, то по своим убеждениям, - была вся завалена тележными осями, косами, боронами, стогами сена, овинами, ригами... В кабинете отца перед письменным столом стояло кресло, у которого спинкой была дуга, локотниками два топора. . . на сиденье примостились кнут и пара лаптей - все вырезанное из дуба. А на столе стояла настоящая маленькая деревенская изба из орехового дерева, полная папирос».

Кресло, стоявшее в кабинете отца художника В. И. Конашевича, стояло в домах многих интеллигентов. В частности, одно находится в Доме-музее А. П. Чехова в Ялте, несколько - в собрании ГИМ в Москве. У многих на дуге славянской вязью вырезаны пословицы: «Тише едешь - дальше будешь», «Поспешишь - людей насмешишь». На столах, полочках, этажерках стояли чернильницы в виде колодцев с журавлями, бытовые предметы в форме бочонков, старинных ларцов, избушек, подков, крестьянских саней-розвальней. Получили распространение деревянные настенные тарелки и подносные блюда. В украшавший их орнамент вплеталась вязь выполненных в славянском духе надписей вроде: «Не ищи красоты, а ищи доброты», «Чем хата богата, тем и рада» .

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Общие закономерности

Подобный подход, безусловно, имеет существенные достоинства главным…

Обыденное сознание

Становится ясным, что влияние социологических факторов не может здесь…

Генезис искусства

И сама двумирность праздника, где новое хохочет в глаза старому, есть…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…