Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Потребности среднего сословия

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

Во второй половине XIX в. сословность не исчезает. Но она обнаруживает тенденцию ограничиться количественными, а не качественными различиями (качеством материалов, качеством художественности, которые определяются неравными материальными возможностями). Это грани одной культуры, а не разные типы культуры, как было в период барокко и классицизма.

Трансформация городского жилого интерьера типологически подобна другому, параллельно идущему процессу стирания сословных различий: барин и лакей, купец и человек интеллигентного труда, заводчик и рабочий начинают одеваться в одинаковое платье.

В интерьерах особенно явственно обозначился процесс демократизации, захвативший сферу искусств, формирующих предметно-пространственную среду обитания человека. Он сказывался не только в расширении сферы бытования стилевого искусства, распространении его норм в среде, до сих пор представлявшей культуру иного типа - народную. От этого процесса неотделим другой, теснейшим образом с ним связанный. Наряду с попытками отлучить архитектуру от искусства, ограничив ее роль сугубо практической деятельностью, возникает противоположная тенденция «возвысить» прикладное искусство и обслуживающие бытовые нужды области архитектурного творчества до уровня «изящных» искусств.

В России с наибольшей определенностью эту типичную для второй половины XIX в. тенденцию выразил В. В. Стасов. «В Западной Европе давно догадались, что все искусство пошло не на одни только палаццы да соборы.. . что оно в состоянии служить не только некоторым в их исключительно. праздной жизни, но всем и каждому, с их трудовою, полною забот, недостатков и невзгод жизнью, что искусство живет не в одних высокопоэтических созданиях, но наполовину тоже и в созданиях художественно-ремесленных.. . дело идет об обстановке нашей жизни, дело идет о том, чтоб каждая из вещей, нас окружающих и участвующих в ежедневном нашем обиходе, была хороша, красива, изящна, чтоб она перестала ограничиваться (как слишком долго это было) одною сухою и прозаическою мертвою пользою» .

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Кризис феодальной системы

Ввиду видимой окаменелости ситуации в Германии бунт против нее -…

Театральное видение мира

Архитектура театрального образа и образа живописного очень похожи.…

Субстанциальные цели культуры

Здесь мы подошли к поставленному выше вопросу о субстанциальном ядре…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…