Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века
Если вопросы развития архитектуры всегда оставались в поле зрения Н. Г. Чернышевского, хотя круг этих тем был значительно ограничен его собственными эстетическими взглядами и эстетическими «установками» по отношению к архитектуре, то несравненно шире и свободнее трактовал эти вопросы один из самых талантливых публицистов - М. Л. Михайлов. Архитектурные его очерки, посвященные крупнейшим европейским городам - Парижу, Лондону и, наконец, Петербургу - являются одной из наименее исследованных тем, которая еще ждет изучения.
Здесь важно отметить, что эмоциональный тон более ранних путевых заметок 1830- 1840-х годов сменяется теперь стремлением к анализу тех процессов в европейском градостроительстве, которые были связаны не только с чисто художественными, но и с социальными факторами.
Приехав в Париж в те годы (1858-1859), когда там начинались грандиозные преобразования, связанные с именем Ж. Османа, М. Л. Михайлов очень неоднозначно оценивал и современную французскую архитектуру, и те градостроительные свершения, в которых он видел прежде всего социальную основу.
«Реставрации и достройки средневековых зданий, вместе с проложением по всему Парижу широких бульваров, занимают тысячи рук. Это черта характеристическая. Апологии „LUnivers" штыку и инквизиции как раз подстать этим работам. А взглянуть, как сажают деревья на новых бульварах, даже поучительно.
Зато на асфальте тротуаров и собираются обыкновенно густые толпы зрителей, когда с разными предосторожностями привозят и опускают в землю довольно большие деревья из окрестностей Парижа. В толпе вы увидите и блестящие черные шляпы, и лорнеты на носу, и синие блузы, и модные шляпки, и заплатанные коротенькие старушечьи салопы, которые сорвались, кажется, с картин Гаварни. Все это смотрит и толкует».
← Грандиозный размах османовских перепланировок Парижа | Древнерусские зодчие → |
---|