Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Расчетливая деятельность практического мира

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

В художественном мире пьесы образ праздника как бы развертывается перед нами множеством разных потоков человеческого существования, демонстрируя разносоставиость и разномерпость их житейской, социально-исторической природы. Чувство времени и временности помогает непосредственно увидеть и пережить несколько прошедших на сцене дней как целостную картину, в которой сталкиваются и противоборствуют разрушительные и жизнестроительные начала.

Возникая и угасая, как недостижимая, но неизменно влекущая мечта, праздник, промелькнувший перед нами в его подлинных и ложных обличьях, снова выполняет возложенную на него роль - высвечивает истину.
Можно было бы сказать, что в середине прошлого века сложились и получили дальнейшее развитие самостоятельные, художественно выразительные и внутренне целостные концепции праздничности. Образ праздника в творчестве Толстого - это особое состояние светлой полноты бытия, онтологически присущее первозданной чистоте детской души. Оно выключено из временного потока, не связано ни с историческими, ни с социальными изменениями в обществе, самоценно и самодостаточно. Подобно райскому состоянию праотцев, праздник детства либо есть, либо утрачен.
Предлагая совершенно другую художественную трактовку образа праздника, Островский оставляет неприкосновенной только самую идею просветляющей и возвышающей праздничности. В сущности, истинный праздник для него так же субстанциален. Однако погруженный во время, сам причастный истории - временности, образ праздника теряет самозамкнутую целостность, может не только быть, но и казаться, представляется во множестве личин и обличий, вообще подвержен всеобщему закону изменчивости, превратностям судьбы. Мы видели, что время, история, традиция и современность соперничают между собой в единой стихии праздничности, обнаруживая себя существенными различиями мер и отсчетов, хронометраж праздничного образа множится разномасштабностью заданных длительностей и сроков. Праздник знает преходящее, помнит вечное. Такой диапазон временного охвата мира в его переменчивости включает пространственные параметры динамики жизни - время получает объем: детство наполнено интуициями юности и зрелости, старость не покидает заповедных пределов ребячества, между всеми временными сферами возможен обмен опытом, жизнь героя устремлена в будущее через постоянные возвраты вспять.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Пик собирательской деятельности

Движимые небезосновательной тревогой за судьбы фольклора в…

Гармоничное развитие человека

Оба они, как Шиллер, так и Гете, мечтали о гармоничном развитии…

Исторические предпосылки движения духовной культуры

Кризисом будет дан толчок развитию искусства к открытости, к…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…