Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века
В художественном мире пьесы образ праздника как бы развертывается перед нами множеством разных потоков человеческого существования, демонстрируя разносоставиость и разномерпость их житейской, социально-исторической природы. Чувство времени и временности помогает непосредственно увидеть и пережить несколько прошедших на сцене дней как целостную картину, в которой сталкиваются и противоборствуют разрушительные и жизнестроительные начала.
Возникая и угасая, как недостижимая, но неизменно влекущая мечта, праздник, промелькнувший перед нами в его подлинных и ложных обличьях, снова выполняет возложенную на него роль - высвечивает истину.
Можно было бы сказать, что в середине прошлого века сложились и получили дальнейшее развитие самостоятельные, художественно выразительные и внутренне целостные концепции праздничности. Образ праздника в творчестве Толстого - это особое состояние светлой полноты бытия, онтологически присущее первозданной чистоте детской души. Оно выключено из временного потока, не связано ни с историческими, ни с социальными изменениями в обществе, самоценно и самодостаточно. Подобно райскому состоянию праотцев, праздник детства либо есть, либо утрачен.
Предлагая совершенно другую художественную трактовку образа праздника, Островский оставляет неприкосновенной только самую идею просветляющей и возвышающей праздничности. В сущности, истинный праздник для него так же субстанциален. Однако погруженный во время, сам причастный истории - временности, образ праздника теряет самозамкнутую целостность, может не только быть, но и казаться, представляется во множестве личин и обличий, вообще подвержен всеобщему закону изменчивости, превратностям судьбы. Мы видели, что время, история, традиция и современность соперничают между собой в единой стихии праздничности, обнаруживая себя существенными различиями мер и отсчетов, хронометраж праздничного образа множится разномасштабностью заданных длительностей и сроков. Праздник знает преходящее, помнит вечное. Такой диапазон временного охвата мира в его переменчивости включает пространственные параметры динамики жизни - время получает объем: детство наполнено интуициями юности и зрелости, старость не покидает заповедных пределов ребячества, между всеми временными сферами возможен обмен опытом, жизнь героя устремлена в будущее через постоянные возвраты вспять.
← Праздник знает преходящее | Образ праздника → |
---|