Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Историзм «не на котурнах»

Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века

Асафьевское заключение вполне приложимо и к восточной теме. Если Россия - центр тяготения славянского мира, то сама она тяготеет к Востоку, в нем находит созвучие себе, свои далекие корни. «Ех Oriente Lux» или «Да, скифы мы, да, азиаты мы» - эти мысли звучали в русской музыке с покоряющей красотой и силой от «Руслана» до «Золотого петушка».

Славянская и восточная темы, вообще темы «иных земель» (например, «варяжская»), расширяя географию «картины мира» в русской музыке, углубляли и дополняли ее историческую перспективу. Точнее, каждый-русский композитор избирал здесь свою «географию», свою «историю» и «мифологию».

Балакирев, например, всегда особо выделял Чехию как форпост славянства на Западе, его интересовало историческое решение чешской темы: памятниками этого остались чешская увертюра и несколько неосуществленных замыслов, симфонических и оперных, на темы из героического прошлого чешского народа.

В зрелые и поздние годы Балакирев с глубокой любовью изучал и пропагандировал в России и в Польше творчество Шопена - иное обличие героического духа славянства. Шопеновская, по-славянски поющая ткань, сочетание славянской свободы и классической стройности оказывались созвучны мироощущению русского композитора, и это отразилось в его фортепианной и камерной музыке, во Второй симфонии.

Римского-Корсакова с юности привлекала Польша (первотолчком здесь послужили семейные традиции и воспоминания). Со временем эта склонность, поддержанная не менее горячим, чем у Балакирева, восхищением искусством Шопена, нашла выражение в сочинениях на польскую тему - «Свитезянке», «Пане Воеводе», а до них в «Младе».

Интересно, что если Мусоргский в польских сценах «Бориса Годунова» продолжил сусанинскую традицию, дав в принципе тот же, что и Глинка, исторический образ Польши: воинственность, рыцарственность, безудержный порыв к власти, чарующая женская красота, то Балакиреву и Римскому-Корсакову виделось в польском характере иное, быть может, более глубокое. Балакирев, несомненно, сочувствовал патриотизму народа с очень сложной исторической судьбой.

Римский-Корсаков услышал в интонациях польских песен и танцев страстную мечтательность, порыв за пределы земного, причудливость, изящество, часто проникнутые томлением, печалью - той, что звучит в шопеновских мазурках и вальсах.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Красочность и декоративность

Нельзя обойти и молдавскую живопись, которая всегда отличается яркой,…

Советское искусство

Специальным декретом Совнаркома от 12 апреля 1918 года намечено снять…

Боевая идеологическая направленность

Энергичный жест, фигура, полная движения, создают впечатление прямого…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…