Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века
На фоне безоговорочного «провала» московской премьеры петербургский спектакль выглядел вполне благополучно: «Пьеса имела большой успех, и автора, так же как и артистов, вызывали очень шумно и дружно» ", - писал А. А. Плещеев в «Биржевых ведомостях».
Правда, в письме, полученном М. П. Садовским из Петербурга от своего приятеля Н. Флорина, содержалась некоторая поправка: «Начинаю с „Бесприданницы", ты, вероятно, читал в газетах, что она имела здесь большой успех. Увы - это одна мечта. Успех она имела в первое представление в Александрийском театре; я же смотрел ее в Мариинском, публика которого, как тебе небезызвестно, нисколько не похожа на публику Александринки, и она провалилась точно так же, как и в Москве (судя по твоему письму)» .
В Петербурге Ларису сыграла М. Г. Савина. Большинство рецензентов ограничилось общими хвалебными фразами: «г-жа Савина, по обыкновению, была очень мила» , «г-жа Савина в роли любящей и не находящей отзыва девушки была прекрасна» ". Однако Флорин в том самом письме обронил по поводу петербургской премьерши выразительную фразу: «Савина так и осталась Савиной» Более внимательные критики отметили, что последний акт, открыто драматический, Савина сыграла «верно, правдиво, глубоко прочувствованно, чуждо всякой позировке и аффектации». А вот с первыми актами не справилась: была в них «слишком подавленной, кроткой, пассивной, словно забитой». Критик полагал, что ей не хватало «бойкости» и «живости» ". Сама Савина была собой явно недовольна и ролью не дорожила, уступив ее другой актрисе после девяти представлений. На гастролях в провинции, куда она обычно возила только любимые и апробованные роли, она сыграла Ларису трижды и бросила навсегда.
Став с конца 1870-х годов единственной премьершей Александрийского театра, Савина переиграла около 20 ролей в репертуаре Островского, среди которых были и большие удачи, и провалы, но чаще профессионально, на должном уровне сыгранные роли, так и не сделавшие ее «актрисой Островского». Хотя, если говорить о позднем Островском, с его более скупым и тонким письмом, то по исполнительской манере среди актрис наиболее близкой ему должна была быть как раз Савина с выработанными ею к концу 1880-х годов приемами скрытого драматизма. Именно на нее и возлагал Островский большие надежды, ожидая петербургскую премьеру «Бесприданницы»: «Савина, при ее средствах, должна свести с ума публику» .
← Правда в письме | Современники → |
---|