Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века
Такой видится природа специфического, уникального положения архитектуры по отношению к предшествующим периодам ее развития в Новое время и по отношению к остальным искусствам Нового времени в целом.
Но в этом же коренится причина трагической недооценки архитектуры второй половины XIX в. не только приверженцами просветительства и западничества, народными демократами, отказывавшими архитектуре в праве называться искусством, но и сторонниками народности в архитектуре, представлявшими романтическое направление, или, точнее, пронизанное романтическими настроениями течение русской культуры второй половины прошлого века. Народность и демократизм практической стороны архитектуры ценили все; народность ее образов в той мере, в какой она соотносилась с возрождением крестьянского зодчества и средневекового наследия, соответствие «стиля» назначению и конструктивным особенностям, - лишь некоторые. Адекватность и широту отражения архитектурой особенностей миропонимания своего времени во второй половине XIX в. не смог оценить никто. Об архитектуре, создавшейся не только по меркам искусства образованных классов, но и народного искусства, судили только на основе особенностей первого. Бесплотность образов литературы и музыки делала не столь очевидным широкое оперирование образами, цитатами, стилевыми клише разных времен и народов. Живопись убеждала другим - жизненной конкретностью и достоверностью образов, их типичностью.
Ни у кого из современников принципиальный эклектизм, точнее, принципиальная многостильность архитектуры не связывалась с коренными особенностями миропонимания XIX в. Поразительна слепота или ослепленность людей, судивших о ней с позиций культурно-исторического представления о мире, но слишком буквально отождествлявших историзм с великими эпохами прошлого, которые выступали в их представлении эпохами больших целостных стилей. Специфическая целостность архитектуры, бывшая выражением и символом культурно-исторической картины мира, роста национального самосознания и самосознания личности, фатально казалась лишенной этого содержания из-за односторонности подхода, нежелания или неспособности проникнуть в ее специфику, в такой же мере исторически обусловленных, как и конкретные особенности архитектуры этого времени.
← Народовольческая серия Репина | Носители народной культуры → |
---|