Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Поэтика и стилистика

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

Такой видится природа специфического, уникального положения архитектуры по отношению к предшествующим периодам ее развития в Новое время и по отношению к остальным искусствам Нового времени в целом.

Но в этом же коренится причина трагической недооценки архитектуры второй половины XIX в. не только приверженцами просветительства и западничества, народными демократами, отказывавшими архитектуре в праве называться искусством, но и сторонниками народности в архитектуре, представлявшими романтическое направление, или, точнее, пронизанное романтическими настроениями течение русской культуры второй половины прошлого века. Народность и демократизм практической стороны архитектуры ценили все; народность ее образов в той мере, в какой она соотносилась с возрождением крестьянского зодчества и средневекового наследия, соответствие «стиля» назначению и конструктивным особенностям, - лишь некоторые. Адекватность и широту отражения архитектурой особенностей миропонимания своего времени во второй половине XIX в. не смог оценить никто. Об архитектуре, создавшейся не только по меркам искусства образованных классов, но и народного искусства, судили только на основе особенностей первого. Бесплотность образов литературы и музыки делала не столь очевидным широкое оперирование образами, цитатами, стилевыми клише разных времен и народов. Живопись убеждала другим - жизненной конкретностью и достоверностью образов, их типичностью.
Ни у кого из современников принципиальный эклектизм, точнее, принципиальная многостильность архитектуры не связывалась с коренными особенностями миропонимания XIX в. Поразительна слепота или ослепленность людей, судивших о ней с позиций культурно-исторического представления о мире, но слишком буквально отождествлявших историзм с великими эпохами прошлого, которые выступали в их представлении эпохами больших целостных стилей. Специфическая целостность архитектуры, бывшая выражением и символом культурно-исторической картины мира, роста национального самосознания и самосознания личности, фатально казалась лишенной этого содержания из-за односторонности подхода, нежелания или неспособности проникнуть в ее специфику, в такой же мере исторически обусловленных, как и конкретные особенности архитектуры этого времени.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Примитивный человек

Как бы там ни было, искусство служило посредником между повседневным…

Убеждение Лессинга

Ее отсутствие породило множество трудностей, в борьбе с которыми и…

Музыканты-профессионалы

Каким бы высоким авторитетом (скажем, Балакирева или…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…