Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Поэтика и стилистика

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

Такой видится природа специфического, уникального положения архитектуры по отношению к предшествующим периодам ее развития в Новое время и по отношению к остальным искусствам Нового времени в целом.

Но в этом же коренится причина трагической недооценки архитектуры второй половины XIX в. не только приверженцами просветительства и западничества, народными демократами, отказывавшими архитектуре в праве называться искусством, но и сторонниками народности в архитектуре, представлявшими романтическое направление, или, точнее, пронизанное романтическими настроениями течение русской культуры второй половины прошлого века. Народность и демократизм практической стороны архитектуры ценили все; народность ее образов в той мере, в какой она соотносилась с возрождением крестьянского зодчества и средневекового наследия, соответствие «стиля» назначению и конструктивным особенностям, - лишь некоторые. Адекватность и широту отражения архитектурой особенностей миропонимания своего времени во второй половине XIX в. не смог оценить никто. Об архитектуре, создавшейся не только по меркам искусства образованных классов, но и народного искусства, судили только на основе особенностей первого. Бесплотность образов литературы и музыки делала не столь очевидным широкое оперирование образами, цитатами, стилевыми клише разных времен и народов. Живопись убеждала другим - жизненной конкретностью и достоверностью образов, их типичностью.
Ни у кого из современников принципиальный эклектизм, точнее, принципиальная многостильность архитектуры не связывалась с коренными особенностями миропонимания XIX в. Поразительна слепота или ослепленность людей, судивших о ней с позиций культурно-исторического представления о мире, но слишком буквально отождествлявших историзм с великими эпохами прошлого, которые выступали в их представлении эпохами больших целостных стилей. Специфическая целостность архитектуры, бывшая выражением и символом культурно-исторической картины мира, роста национального самосознания и самосознания личности, фатально казалась лишенной этого содержания из-за односторонности подхода, нежелания или неспособности проникнуть в ее специфику, в такой же мере исторически обусловленных, как и конкретные особенности архитектуры этого времени.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Разграничение с аллегорией

Разграничение с аллегорией служит прежде всего тому, чтобы освободить…

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Передислокация видовых и жанровых форм

Вряд ли поэтому можно признать случайным тот факт, что в период…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…