Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века
Архитектура во второй половине XIX в. является единственным всенародным искусством. С ограничением, а фактически с отказом от регламентации художественной стороны жилой архитектуры (отмена обязательности образцовых фасадов) в ней смогли в полной мере заявить о себе массовые вкусы - вкусы городских жителей и вкусы изживающей патриархальность и приобщающейся к городской культуре деревни.
Утопия славянофилов и почвенников, утопия западников, на свой манер мечтавших о единении народа и просвещения, народной и европейской культуры в русском искусстве Нового времени, впервые смогла осуществиться во второй половине XIX в. только в архитектуре. Литература, музыка, изобразительное искусство, с которыми связываются высшие достижения русской национальной культуры и ее вклад в историю мировой культуры, оставались достоянием узкого круга просвещенных слоев. Культура эта в самом высоком смысле народна, обращена к народу, пронизана мыслями о нем, основана на обновлении и изучении опыта народной культуры. Но ее проблематика, образы, даже особенности функционирования определялись нормами культуры и быта образованных классов, оставались доступными и понятными только им. Лишь архитектура - единственное исключение из общего правила. Ее поэтика и стилистика приближаются к массовым видам музыки и изобразительного искусства, таким, как городской романс или журнальная графика. Может быть, архитектура даже доступнее, география ее распространения неизмеримо шире: в поэтике архитектуры словно сливаются особенности двух разновидностей массового изобразительного искусства - лубка и журнальной графики.
← Поэтика и стилистика | Архитектура второй половины XIX века → |
---|