Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века
Узнать, понять, запечатлеть и тем самым сохранить - мотив, насквозь пронизывающий искания русских композиторов второй половины прошлого столетия. Это побуждает рассматривать данный период в истории отечественной музыки как период возрождения: русское искусство обращается к национальному наследию, обозначая путь восстановления насильственно прерванных связей.
В одной из статей о Глинке Герман Ларош писал о неизбежности разъединяющего движения: «Придет время, когда коренные народные мелодии будут гораздо короче известны собирающему их музыкальному археологу, чем некогда певшим их простолюдинам; когда между искусством, возвысившимся на фундаменте народной песни, и искусством, спустившимся до уровня деревенской избы, будет порвана последняя связь». Русские композиторы надеялись преодолеть эту неизбежность, вернув народу народное.
Неверно, конечно, представлять себе русских музыкантов постоянно погруженными в археологические или фольклорные разыскания, хотя по мере необходимости, и нередко, им доводилось заниматься подобными вопросами. Любопытно, что наряду с обвинением в «народничании» кучкистам столь же часто предъявлялось обвинение, говоря современным языком, в «модернизме».
Не только «петербургская школа», но и Чайковский, а впоследствии А. К. Глазунов, А. К. Лядов, С. И. Танеев, все русские композиторы вплоть до И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева пристально вслушивались в творчество своих западных современников. Они никогда не чувствовали себя отделенными от общеевропейской музыкальной эволюции и внесли в нее огромный вклад: если относительно поколения кучкистов и Чайковского следует говорить о влиянии Ф. Листа, Г. Берлиоза, Р. Шумана, Р. Вагнера на эстетику русской школы, то уже в следующем поколении проявилось сильнейшее обратное влияние - непосредственно кучкистов и их учеников на мировой музыкальный процесс.
Очень важно отметить, что к «народному» шестидесятники шли от «личностного», а не наоборот. Вопреки мнениям критики предвзятые доктрины им были чужды: эстетика кучкизма (и всей русской музыки) складывалась в движении, общении, противоречиях самобытных личностей и внутренних конфликтах каждой из них.
Личностное же для поколения 1860-х в начале его пути связывалось преимущественно с романтическими темами и образами, общечеловеческими по сути, но принимавшими разную национальную окраску («испанский» -«Каменный гость» Даргомыжского, «шотландский» «Вильям Ратклиф» Ц. А. Кюи, «карфагенская» «Саламбо» Мусоргского).
← Подобный пунктир | Историческая справедливость → |
---|