Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Подобная мысль

Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века

Узнать, понять, запечатлеть и тем самым сохранить - мотив, насквозь пронизывающий искания русских композиторов второй половины прошлого столетия. Это побуждает рассматривать данный период в истории отечественной музыки как период возрождения: русское искусство обращается к национальному наследию, обозначая путь восстановления насильственно прерванных связей.

В одной из статей о Глинке Герман Ларош писал о неизбежности разъединяющего движения: «Придет время, когда коренные народные мелодии будут гораздо короче известны собирающему их музыкальному археологу, чем некогда певшим их простолюдинам; когда между искусством, возвысившимся на фундаменте народной песни, и искусством, спустившимся до уровня деревенской избы, будет порвана последняя связь». Русские композиторы надеялись преодолеть эту неизбежность, вернув народу народное.

Неверно, конечно, представлять себе русских музыкантов постоянно погруженными в археологические или фольклорные разыскания, хотя по мере необходимости, и нередко, им доводилось заниматься подобными вопросами. Любопытно, что наряду с обвинением в «народничании» кучкистам столь же часто предъявлялось обвинение, говоря современным языком, в «модернизме».

Не только «петербургская школа», но и Чайковский, а впоследствии А. К. Глазунов, А. К. Лядов, С. И. Танеев, все русские композиторы вплоть до И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева пристально вслушивались в творчество своих западных современников. Они никогда не чувствовали себя отделенными от общеевропейской музыкальной эволюции и внесли в нее огромный вклад: если относительно поколения кучкистов и Чайковского следует говорить о влиянии Ф. Листа, Г. Берлиоза, Р. Шумана, Р. Вагнера на эстетику русской школы, то уже в следующем поколении проявилось сильнейшее обратное влияние - непосредственно кучкистов и их учеников на мировой музыкальный процесс.

Очень важно отметить, что к «народному» шестидесятники шли от «личностного», а не наоборот. Вопреки мнениям критики предвзятые доктрины им были чужды: эстетика кучкизма (и всей русской музыки) складывалась в движении, общении, противоречиях самобытных личностей и внутренних конфликтах каждой из них.

Личностное же для поколения 1860-х в начале его пути связывалось преимущественно с романтическими темами и образами, общечеловеческими по сути, но принимавшими разную национальную окраску («испанский» -«Каменный гость» Даргомыжского, «шотландский» «Вильям Ратклиф» Ц. А. Кюи, «карфагенская» «Саламбо» Мусоргского).

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Опора искусствознания на марксистскую культурологию

Научное понимание аксиологического статуса культуры даст…

Проблематика неумелой непреднамеренности

Такие случаи как раз происходят и в ситуации неумелой намеренности:…

Эволюция художественных форм

Авторы капитального труда по истории европейского искусствознания…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…