Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века
Есть историческая справедливость в том, что осознание народного искусства как самостоятельного, не сравнимого ни с чем по ценности художественного мира пришло в период высшего «сложного цветения» этого искусства, но и вытеснения древних его слоев новыми, все усиливавшегося влияния городского фольклора на традиционные крестьянские жанры, условно говоря, замены былины частушкой, протяжной песни романсом.
Задачей русских композиторов становилось запечатление уходящего мира в его целостности и мощи, сохранение его для будущего.
Они глубоко сознавали это. Подобная мысль неоднократно возникает в письмах Мусоргского. Например, в его программном послании И. Е. Репину в 1873 г., где говорится о «страшном (воистину) богатстве народной речи для музыкального типа, пока не всю Россию исколоворотили чугунки», о том, какая «неистощимая. .. руда для хватки всего настоящего жизнь русского народа» - с оговоркой «пока, опять-таки».
Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни», рассказывая о своем увлечении славянской мифологией и связанной с ней календарной обрядовостью, замечает, что народ, иногда еще поющий календарные песни, уже не помнит настоящего их предназначения, и едва ли не это соображение ( в ряду иных, конечно) подтолкнуло композитора к воспроизведению в своем творчестве всего годового цикла языческой обрядности наших предков, а в сборниках песенных обработок - к внимательному, систематическому фиксированию именно календарной песенности. Крупнейшим индивидуально-творческим достижением молодого Балакирева стал сборник обработок подлинных народных песен, собранных им самим: уровень проникновения композитора в закономерности народного музыкального мышления, степень угадки его особенностей, мастерство в отборе материала не были превзойдены ни одним музыкантом прошлого столетия, и балакиревский сборник 1866 г. вместе с оперными партитурами Глинки, его «Камаринской», его опытами истолкования древних роспевов, вместе с вокальными романсами-сценами и «Каменным гостем» А. С. Даргомыжского образует фундамент «большого стиля» всей новой музыкальной школы.
← Подобная мысль | Новая русская школа → |
---|