Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Отношение к предметному наполнению

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

В годы первой строительной горячки начала 1870-х годов в Москве на Никольской улице (ныне ул. 25-го Октября) по проекту архитектора В. Е. Вебера была сооружена гостиница «Славянский базар», где, кроме номеров для приезжающих, ее владелец А. А. Пороховщиков устроил базар и концертный зал.

Будучи поборником национальности в архитектуре, он «пожелал обделать концертный зал в русском стиле и с этой целью обратился к гг. Гуну и Кудрявцеву мотивами их служили главным образом полотенца, резные по дереву узоры.» Итогом явилось произведение, представляющее фольклорную разновидность русского стиля. Украшенное картиной И. Е. Репина «Славянские композиторы», оно может рассматриваться в качестве своеобразной архитектурной параллели взглядам Н. Я. Данилевского, за четверть века до О. Шпенглера сформулировавшего новую концепцию мирового исторического процесса. Она для Данилевского не цель, а средство доказать, что будущее принадлежит славянским народам.

Но поскольку из всех славянских народов могучее независимое государство смогли создать только русские, значит, будущее за объединенным и руководимым Россией славянством. Залогом возрождения русского искусства как искусства национального должен стать, согласно мысли Данилевского, синтез государственного религиозного искусства (форм богослужения, по терминологии ученого) и народного («народная одежда, народная архитектура жилищ, вообще народные формы быта»). Петровская реформа лишила или, во всяком случае, сильно затруднила возможность бытования народного искусства.

В попытках преодолеть пагубные с точки зрения позднего славянофильства и почвенничества последствия петровских реформ, искусственно задерживавших развитие народных начал, возникает движение за обращение к живым еще в крестьянской среде элементам народной культуры.

Пороховщиков - один из крупнейших представителей просвещенного купечества - был активным пропагандистом фольклорного варианта русского стиля. По проекту А. И. Гуна в одном из арбатских переулков - Староконюшенном - одновременно с павильонами Политехнической выставки, ставшей своеобразным манифестом и демонстрацией художественного кредо молодого движения в архитектуре, вырос родственный им по духу особняк - деревянный, с бревенчатыми, рубленными в облостенами, украшенный богатой резьбой.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Эстетики автономности

В отличие от движения Бури и натиска, которому не удалось…

Форма сценического изображения

Забегая вперед, отметим и другой показательный факт: ведущее…

Мир мечты и мир архитектуры

Несколько забегая вперед, ответим: насколько несут в себе проект…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…