Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Отношение к предметному наполнению

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

В годы первой строительной горячки начала 1870-х годов в Москве на Никольской улице (ныне ул. 25-го Октября) по проекту архитектора В. Е. Вебера была сооружена гостиница «Славянский базар», где, кроме номеров для приезжающих, ее владелец А. А. Пороховщиков устроил базар и концертный зал.

Будучи поборником национальности в архитектуре, он «пожелал обделать концертный зал в русском стиле и с этой целью обратился к гг. Гуну и Кудрявцеву мотивами их служили главным образом полотенца, резные по дереву узоры.» Итогом явилось произведение, представляющее фольклорную разновидность русского стиля. Украшенное картиной И. Е. Репина «Славянские композиторы», оно может рассматриваться в качестве своеобразной архитектурной параллели взглядам Н. Я. Данилевского, за четверть века до О. Шпенглера сформулировавшего новую концепцию мирового исторического процесса. Она для Данилевского не цель, а средство доказать, что будущее принадлежит славянским народам.

Но поскольку из всех славянских народов могучее независимое государство смогли создать только русские, значит, будущее за объединенным и руководимым Россией славянством. Залогом возрождения русского искусства как искусства национального должен стать, согласно мысли Данилевского, синтез государственного религиозного искусства (форм богослужения, по терминологии ученого) и народного («народная одежда, народная архитектура жилищ, вообще народные формы быта»). Петровская реформа лишила или, во всяком случае, сильно затруднила возможность бытования народного искусства.

В попытках преодолеть пагубные с точки зрения позднего славянофильства и почвенничества последствия петровских реформ, искусственно задерживавших развитие народных начал, возникает движение за обращение к живым еще в крестьянской среде элементам народной культуры.

Пороховщиков - один из крупнейших представителей просвещенного купечества - был активным пропагандистом фольклорного варианта русского стиля. По проекту А. И. Гуна в одном из арбатских переулков - Староконюшенном - одновременно с павильонами Политехнической выставки, ставшей своеобразным манифестом и демонстрацией художественного кредо молодого движения в архитектуре, вырос родственный им по духу особняк - деревянный, с бревенчатыми, рубленными в облостенами, украшенный богатой резьбой.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Эстетический гедонизм

Достижение этой гуманистической задачи, однако, часто весьма трудно и…

Гармоничное развитие человека

Оба они, как Шиллер, так и Гете, мечтали о гармоничном развитии…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…