Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Отношение к предметному наполнению

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

В годы первой строительной горячки начала 1870-х годов в Москве на Никольской улице (ныне ул. 25-го Октября) по проекту архитектора В. Е. Вебера была сооружена гостиница «Славянский базар», где, кроме номеров для приезжающих, ее владелец А. А. Пороховщиков устроил базар и концертный зал.

Будучи поборником национальности в архитектуре, он «пожелал обделать концертный зал в русском стиле и с этой целью обратился к гг. Гуну и Кудрявцеву мотивами их служили главным образом полотенца, резные по дереву узоры.» Итогом явилось произведение, представляющее фольклорную разновидность русского стиля. Украшенное картиной И. Е. Репина «Славянские композиторы», оно может рассматриваться в качестве своеобразной архитектурной параллели взглядам Н. Я. Данилевского, за четверть века до О. Шпенглера сформулировавшего новую концепцию мирового исторического процесса. Она для Данилевского не цель, а средство доказать, что будущее принадлежит славянским народам.

Но поскольку из всех славянских народов могучее независимое государство смогли создать только русские, значит, будущее за объединенным и руководимым Россией славянством. Залогом возрождения русского искусства как искусства национального должен стать, согласно мысли Данилевского, синтез государственного религиозного искусства (форм богослужения, по терминологии ученого) и народного («народная одежда, народная архитектура жилищ, вообще народные формы быта»). Петровская реформа лишила или, во всяком случае, сильно затруднила возможность бытования народного искусства.

В попытках преодолеть пагубные с точки зрения позднего славянофильства и почвенничества последствия петровских реформ, искусственно задерживавших развитие народных начал, возникает движение за обращение к живым еще в крестьянской среде элементам народной культуры.

Пороховщиков - один из крупнейших представителей просвещенного купечества - был активным пропагандистом фольклорного варианта русского стиля. По проекту А. И. Гуна в одном из арбатских переулков - Староконюшенном - одновременно с павильонами Политехнической выставки, ставшей своеобразным манифестом и демонстрацией художественного кредо молодого движения в архитектуре, вырос родственный им по духу особняк - деревянный, с бревенчатыми, рубленными в облостенами, украшенный богатой резьбой.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Художественный быт

Как долго нам предстоит довольствоваться комбинированием методов…

Общие закономерности

Подобный подход, безусловно, имеет существенные достоинства главным…

Повышенная экспрессия жизни

Повышенная экспрессия жизни, присущая народному переживанию красоты и…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…