Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Опыт Верстовского-Серова

Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века

Опыт Верстовского-Серова вскоре оказал значительное влияние на молодого П. И. Чайковского, однако, усвоенный гениальным музыкантом, получившим крепкую композиторскую выучку в Петербургской консерватории, он сразу же, даже в ранних, считавшихся самим автором неудачными операх («Воевода» и «Опричник»), дал принципиально иные результаты, чем у предшественников.

Что же касается тех музыкантов, которых критика и публика объединяли понятием «новой русской школы», или «петербургской школы», или «Могучей кучки», то они, отвергая «московский путь» . - путь, естественно вытекавший из сложившихся форм музыкального быта, - поставили своей целью запечатление звучания не только «видимого мира», но и мира России в целом, в единстве прошлого и настоящего, крестьянского и городского, сиюминутного и вечного, личного и всеобщего.

«Новая русская школа» начиналась с увертюры Балакирева «1000 лет» - «инструментальной драмы», где он «желал охарактеризовать три элемента нашей истории: язычество, московский уклад и удельно-вечевой элемент»; с эпической Первой симфонии Бородина и былинного «Садко» Римского-Корса-кова; с «Калистрата» и «Савишны» - «крестьянских типов» Мусоргского.

Непомерная трудность избранного композиторами-шестидесятниками пути очевидна. Сложившаяся историко-культурная ситуация предопределяла колоссальный разрыв между народом, который, по слову Глинки, «создает музыку», и теми, кто хотел «ее аранжировать». Разрыв был столь глубоко, трагически необратим, что последствия его явственно сказываются и сегодня.

Но с другой стороны, многослойность совокупного слухового опыта русских людей содержала в себе неисчерпаемые возможности движения и роста искусства. Константин Леонтьев, самобытный русский мыслитель, принадлежавший к тому же поколению, что и Мусоргский, полагал, что «петербургский европеизм» «утончил нервы России», что «отделение „сословий" и бытовое различие слоев внесло в славянорусскую жизнь ту сложность и то разнообразие, без которых невозможно цивилизованное, то есть развитое своеобразие, без которых немыслима полная и широкая жизнь, достойная великого народа».

Во всяком случае, «европеизм» (конкретно: «прививка западноевропейского инструментализма», пересадка на отечественную почву жанров оперы, симфонии и т. д.) побудил русских музыкантов обратить свои помыслы к России, и они увидели, что здесь еще предстоят неисчислимые открытия.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Послереволюционное развитие искусствознания

Послереволюционное развитие искусствознания проходило под знаком…

Состояние культуры

Ибо фольклор знаменует собой такое - весьма напряженное и отнюдь не…

Универсальность культуры

Когда ухожу в прошлое время, настоящее как бы сжимается, уплощается.…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…