Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Новая русская школа

Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века

Возможно, в музыке «открытие России» выразилось с наибольшей силой, поскольку основа ее языка, интонация - пения и или речи - самое органичное, сверхсознательное выявление индивидуально-человеческого и народного, этнического.

При всей гибкости и восприимчивости интонация обладает особо устойчивой памятью о прошлом: собиратели народных песен, например, всегда отмечают, что слова - смысл гораздо скорее подвергаются изменениям, чем напев - интонация; в песне, где текст связан с недавними событиями, мелодия может говорить о совсем иных временах. Интонация есть концентрированное выражение духовного опыта народа. Как писал еще в 1871 г. В. Ф. Одоевский: «В музыке создания безотчетного искусства т. е. фольклора. - М. Р. еще важнее.

Музыка сама по себе есть искусство безотчетное, искусство выражать невыразимое.. . Чего не может высказать словами простолюдин, то он выражает музыкой.. .» , От нестройности, многоукладное национальной интонационной среды середины прошлого века ведет свое происхождение невиданное новаторство русской музыкальной школы.
Можно посмотреть на эту проблему еще под одним, очень важным - и для композиторов XIX в., и для нас - углом зрения. Всепроникающая народность русской классической музыки обусловлена стремлением запечатлеть мир живой, многоликий, но уже сдвигавшийся с вековых устоев.

«Правы были те, кто сравнивал падение крепостного права с освобождением Руси из-под татаро-монгольского ига. И не было между этими двумя вехами события того же размаха, со столь же громадными и неисчислимыми следствиями.

Если и были на Руси Богом и людьми забытые углы. . . не затронутые ни войнами, ни сменой правителей, то реформа 1861 года задела, от мала до велика, всех, всюду, без малейших исключений. .

С пугающей, непостижимой силой как бы вырывалась песня откуда-то из самого нутра народного, из недр России, из таких темных и непроглядных глубин, о живом существовании которых никто, кажется, и не догадывался, покуда общий гигантский сдвиг всех пластов народной жизни не обнажил и не выбросил наружу эти подземные источники» . Или, как писал Мусоргский об эпохе «Хованщины», но и о своем времени: «Черноземная сила проявится, когда до самого днища ковырнешь. . .»

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Социальная система

Ведь художественная культура должна постоянно не только отвечать…

Пик собирательской деятельности

Движимые небезосновательной тревогой за судьбы фольклора в…

Производные характеристики фольклора

Производные характеристики фольклора, являющиеся продуктом более или…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…