Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Новая русская школа

Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века

Возможно, в музыке «открытие России» выразилось с наибольшей силой, поскольку основа ее языка, интонация - пения и или речи - самое органичное, сверхсознательное выявление индивидуально-человеческого и народного, этнического.

При всей гибкости и восприимчивости интонация обладает особо устойчивой памятью о прошлом: собиратели народных песен, например, всегда отмечают, что слова - смысл гораздо скорее подвергаются изменениям, чем напев - интонация; в песне, где текст связан с недавними событиями, мелодия может говорить о совсем иных временах. Интонация есть концентрированное выражение духовного опыта народа. Как писал еще в 1871 г. В. Ф. Одоевский: «В музыке создания безотчетного искусства т. е. фольклора. - М. Р. еще важнее.

Музыка сама по себе есть искусство безотчетное, искусство выражать невыразимое.. . Чего не может высказать словами простолюдин, то он выражает музыкой.. .» , От нестройности, многоукладное национальной интонационной среды середины прошлого века ведет свое происхождение невиданное новаторство русской музыкальной школы.
Можно посмотреть на эту проблему еще под одним, очень важным - и для композиторов XIX в., и для нас - углом зрения. Всепроникающая народность русской классической музыки обусловлена стремлением запечатлеть мир живой, многоликий, но уже сдвигавшийся с вековых устоев.

«Правы были те, кто сравнивал падение крепостного права с освобождением Руси из-под татаро-монгольского ига. И не было между этими двумя вехами события того же размаха, со столь же громадными и неисчислимыми следствиями.

Если и были на Руси Богом и людьми забытые углы. . . не затронутые ни войнами, ни сменой правителей, то реформа 1861 года задела, от мала до велика, всех, всюду, без малейших исключений. .

С пугающей, непостижимой силой как бы вырывалась песня откуда-то из самого нутра народного, из недр России, из таких темных и непроглядных глубин, о живом существовании которых никто, кажется, и не догадывался, покуда общий гигантский сдвиг всех пластов народной жизни не обнажил и не выбросил наружу эти подземные источники» . Или, как писал Мусоргский об эпохе «Хованщины», но и о своем времени: «Черноземная сила проявится, когда до самого днища ковырнешь. . .»

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Картина действительности

Еще молодой Гете выступал против жесткого подчинения искусства…

Образный строй искусства

Взаимопереходы искусства с общими духовно-содержательными процессами…

Сфера социальной памяти

Сфера социальной памяти, как и индивидуальная психика, какое-то время…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…