Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века
Таким образом, русские композиторы-шестидесятники с первых же шагов оказались перед лицом музыкальной действительности, крайне противоречивой и нестройной. Опыт старой профессиональной русской школы (роспевщики, авторы кантов и партесных концертов) остался в прошлом.
К середине XIX в. уже сложились некоторые принципы нового профессионализма, представленные авторами XVIII - первой трети XIX столетия, великим М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, а также московскими музыкантами - А. А. Алябьевым, А. Л. Гурилевым, А. Н. Верстовским, А. Е. Варламовым и др.
Московская композиторская школа в тот период отличалась от петербургской непосредственной близостью к бытовой песен-ности, к городской интонационной среде, которая в старой столице всегда была иной, чем в Петербурге: в Москве процесс взаимовлиямния крестьянского и городского начал, возникновения нового, собственно городского песенного слоя шел гораздо активнее.
Как известно, Верстовский, соперничая с Глинкой, утверждал, что его собственное искусство более народно, и в известном смысле он имел основания для такого утверждения: романсы и оперы Верстовского «зеркальнее» отражали музыкальную действительность его города, скорее находили отзвук в сердцах многих современников. Несколько позже, в 1860-х годах на тот же путь вступил А. Н. Серов («Рогнеда» и особенно «Вражья сила»).
Его позиция охарактеризована Стасовым с некоторыми ироническими преувеличениями следующим образом: «Он говорил, что у Глинки вовсе нет русской музыки, а только кое-какие русские темы, но с иностранной разработкой, так, например, „Камаринская" и большая часть „Руслана"; что если бы можно было дать Верстовскому талант и музыкальную образованность Глинки, то он был бы гораздо более русский музыкант.
В „Рогнеде" должно быть и будет показано, чем должна быть подлинная, национальная, русская музыка не только уже по одним темам, но и по духу, настроению, разработке и мельчайшим подробностям»
← Опыт Верстовского-Серова | Культура России XVIII века → |
---|