Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века
Прошло всего 30 лет, и другой выдающийся исследователь народной жизни - Глеб Успенский писал иное: «переживается время „переходное"».
Поколеблена поэтому и творческая мысль народа. Не из чего собрать и сложить народу песню, былину. И вот он сочинил так называемую „частушку", то есть „куплет" (слово в слово), и этими „частушками" откликается на каждую малость жизни» . На рубеже столетий опытной собирательнице фольклора Евгении Линевой приходилось уже отстаивать мнение, что «старинная народная песня не вымерла и поныне» и «почти в каждой глухой местности, по всей России, есть свой старик-певец», которого иной раз слушает и молодежь.
Народное творчество, продолжает Линева, сказывается теперь и в «интересной переделке разных некогда излюбленных салонных и иных романсов», даже оперных отрывков, в сочинении сатирических песен плясового характера, в бытовании «новой протяжной песни», точнее, песенного слоя XVIII столетия, в распевании на свой манер стихов известных русских поэтов.
В очень представительном «песеннике» крупного советского фольклориста Е. Гиппиуса (1943), где полно запечатлен общеупотребительный песенный репертуар, в основном предреволюционной эпохи, из 80 образцов в двух третях обнаруживается профессиональный автор текста, в примерно четверти - такой же автор музыки и примерно в стольких же случаях налицо народная обработка городского прототипа неизвестных авторов.
Б. Асафьев был не совсем прав, написав, что «город уже с 80-х годов стал давать деревне только музыкальные отбросы», «трактирную и бульварную музыку» - от города шла в деревню поэзия Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Некрасова в музыкальных обработках, мелодии Вер-стовского, Глинки, Даргомыжского. Но чем далее, тем более «крестьянское» нейтрализовалось «городским», течение из деревни в город становилось слабее, чем из города в деревню, и сама деревня при этом сильно изменялась.
← Раздельность проявлялась в «сказовых» жанрах | Музыкальная культура → |
---|