Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Б. Асафьев

Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века

Прошло всего 30 лет, и другой выдающийся исследователь народной жизни - Глеб Успенский писал иное: «переживается время „переходное"».

Поколеблена поэтому и творческая мысль народа.  Не из чего собрать и сложить народу песню, былину. И вот он сочинил так называемую „частушку", то есть „куплет" (слово в слово), и этими „частушками" откликается на каждую малость жизни» . На рубеже столетий опытной собирательнице фольклора Евгении Линевой приходилось уже отстаивать мнение, что «старинная народная песня не вымерла и поныне» и «почти в каждой глухой местности, по всей России, есть свой старик-певец», которого иной раз слушает и молодежь.

Народное творчество, продолжает Линева, сказывается теперь и в «интересной переделке разных некогда излюбленных салонных и иных романсов», даже оперных отрывков, в сочинении сатирических песен плясового характера, в бытовании «новой протяжной песни», точнее, песенного слоя XVIII столетия, в распевании на свой манер стихов известных русских поэтов.

В очень представительном «песеннике» крупного советского фольклориста Е. Гиппиуса (1943), где полно запечатлен общеупотребительный песенный репертуар, в основном предреволюционной эпохи, из 80 образцов в двух третях обнаруживается профессиональный автор текста, в примерно четверти - такой же автор музыки и примерно в стольких же случаях налицо народная обработка городского прототипа неизвестных авторов.

Б. Асафьев был не совсем прав, написав, что «город уже с 80-х годов стал давать деревне только музыкальные отбросы», «трактирную и бульварную музыку» - от города шла в деревню поэзия Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Некрасова в музыкальных обработках, мелодии Вер-стовского, Глинки, Даргомыжского. Но чем далее, тем более «крестьянское» нейтрализовалось «городским», течение из деревни в город становилось слабее, чем из города в деревню, и сама деревня при этом сильно изменялась.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Автономность художественного произведения

Классическая эстетика, провозгласившая автономность художественного…

Принцип подражания природе

Теперь автономность искусства понимается в определенном смысле как…

Разительные противоречия

В результате тщетность литературных усилий проявлялась все…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…