Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Асафьевское заключение

Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века

Корсаковская «Млада», ныне почти забытая, а при жизни композитора недооцененная опера-балет, может быть названа энциклопедией русского музыкального славянства.

Это было изначально задано самим сюжетом: действие происходит в языческие времена у полабских славян; оно полно сцен народной жизни, картин обрядовых и мифологически-фантастических; перед слушателем проходит цепь календарных праздников, на которые прибывают гости из иных славянских и неславянских земель - и все это на фоне сквозной мифологической идеи, отчасти близкой «Снегурочке»: победа солнечного начала, преодоление светлыми божествами Ладой и Перуном лунных чар Морены и Чернобога. Понятно, какой простор для «языческих» устремлений композитора давала подобная канва.

Тематизм «Млады» нередко имеет определенное национальное наклонение: русское (в сцене торга), чешское (песня Лумира), польское (лейтмотивы Воиславы); Б. Асафьев услышал в «Младе» и отголоски южнославянского поэтического музицирования - «поэтику Средиземноморья». Но более всего творческая мысль композитора устремлена к общим славянским корням, или праславянским началам.

Это, в частности, находит отражение в особой интонационной сфере «ска-зительства», которая впоследствии получила широкое развитие в вершинном достижении Римского-Корсакова - «Садко», где северно-славянское (новгородское) опять-таки дано в сопоставлении с интонационными образами иных земель.

С другой стороны, именно в «Младе» впервые так открыто прозвучала тема первобытной силы земли, родового единства земли и народа, живущего на ней, - тема «славянского скифства», которая затем перешла по наследству не только к Прокофьеву и Стравинскому, но и к Глазунову: в мощной поступи его симфонических тем нередко слышна общеславянская почвенность и солнечность. Точнее, представляется, что у Глазунова корсаковское мифологическое славянство соединяется с образом набирающего силу славянства исторического и, может быть, поэтому грандиозность симфонических построений здесь не переходит в застывшую помпезность: под чеканными формами чувствуется, говоря словами Мусоргского, «земляная сила».

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Историческое единство человеческой культуры

Присущее современной науке обостренное чувство глубокого…

Художественная реальность

Сегодня субъектом художественного творчества выступает не только…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…