Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

История одного города

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина печаталась и выходила в свет в конце 1869 г. и в первые месяцы 1870 г., и вот хроникер между делом бросает фразу: «. . .наш город третировали, как какой-нибудь „город Глупоз"». Читающую Россию только что потряс закончившийся печатанием роман «Война и мир». Известно, с каким вниманием относился к этому произведению Достоевский.

В момент нервной истерической экзальтации, не зная, как лучше вознести и обласкать Петра Верховенского, генеральша Ставрогина вдруг (и единственный раз во всем тексте) называет его Pierre, словно бессознательно приравняв к герою только что прочитанного романа.
Упоминания и оценка современных Достоевскому авторов и их созданий порой почти зашифрованы, «спрятаны» в персональных высказываниях действующих лиц самого разного толка, не только не близких, но и прямо враждебных авторской позиции. Они знаменательны сами по себе, их нельзя относить к суждениям Достоевского (что подчас слишком легко делается), однако своей парадоксальностью и даже пародийностью они всегда временны или своевременны, принадлежат хронологически определенному моменту. Так, «грязно-невежественный» капитан Лебядкин помнит хрестоматийные строки Кукольника - «молчи, безнадежное сердце», подражает Крылову, цитирует Фета: «Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало» и т. д.
Использование тех или иных литературных текстов может носить характер прафанированной «рецензии» или расширенных и не закавыченных, но легко узнаваемых и сегодня, и для современников цитат. Особенно интересна в наших рассуждениях шутовская и лицемерно восторженная, «простодушная» реплика-отзыв Петра Верховенского о «романе» губернатора и тайного графомана Лембке: «. . .оторваться, батюшка, не мог... Четвертая и пятая главы это... это. .. это.. . черт знает что такое! .. Ну, там в девятой, десятой, это все про любовь, не мое дело. . . за письмом Игренева чуть не занюнил» .

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Построение теоретических концепций

Но в большинстве случаев на смену описаниям рано или поздно приходит…

Быстрый прогресс естественных наук

Однако подобные художественные заимствования не есть синтез искусств…

Лепка мизансцены

Конечно, городская площадь чересчур велика для сцены, но ее…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…