Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

История одного города

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина печаталась и выходила в свет в конце 1869 г. и в первые месяцы 1870 г., и вот хроникер между делом бросает фразу: «. . .наш город третировали, как какой-нибудь „город Глупоз"». Читающую Россию только что потряс закончившийся печатанием роман «Война и мир». Известно, с каким вниманием относился к этому произведению Достоевский.

В момент нервной истерической экзальтации, не зная, как лучше вознести и обласкать Петра Верховенского, генеральша Ставрогина вдруг (и единственный раз во всем тексте) называет его Pierre, словно бессознательно приравняв к герою только что прочитанного романа.
Упоминания и оценка современных Достоевскому авторов и их созданий порой почти зашифрованы, «спрятаны» в персональных высказываниях действующих лиц самого разного толка, не только не близких, но и прямо враждебных авторской позиции. Они знаменательны сами по себе, их нельзя относить к суждениям Достоевского (что подчас слишком легко делается), однако своей парадоксальностью и даже пародийностью они всегда временны или своевременны, принадлежат хронологически определенному моменту. Так, «грязно-невежественный» капитан Лебядкин помнит хрестоматийные строки Кукольника - «молчи, безнадежное сердце», подражает Крылову, цитирует Фета: «Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало» и т. д.
Использование тех или иных литературных текстов может носить характер прафанированной «рецензии» или расширенных и не закавыченных, но легко узнаваемых и сегодня, и для современников цитат. Особенно интересна в наших рассуждениях шутовская и лицемерно восторженная, «простодушная» реплика-отзыв Петра Верховенского о «романе» губернатора и тайного графомана Лембке: «. . .оторваться, батюшка, не мог... Четвертая и пятая главы это... это. .. это.. . черт знает что такое! .. Ну, там в девятой, десятой, это все про любовь, не мое дело. . . за письмом Игренева чуть не занюнил» .

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Методы анализа конкретных фактов

Это не означает, что в исследованиях искусства потеряли всякое…

Глобальные процессы динамики культуры

На относительность дилеммы и подвижность соотношения в культуре…

Фотография и кинолента

Полтора часа просмотра киноленты создают художественную реальность,…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…