Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века
Эта полемика очень наглядно обнаруживает принципиальные различия в подходе к «русскому стилю» в Москве и Петербурге. Если в северной столице, где преимущественно строились, как уже говорилось, лишь соборы в «русском стиле», казалось неуместным применять формы церковной архитектуры к гражданским сооружениям, то в Москве историческое окружение подсказывало более свободные поиски «русских» форм в новых типах зданий. Несомненно, что опыт проектирования и строительства Исторического музея имел в этом отношении большое значение, подсказав в дальнейшем другие пути в развитии «русского стиля», иногда более традиционные. Это сказалось, например, в строительстве 1880-1890 гг., когда формы гражданских построек XVI - XVII вв. почти буквально переносились в новые «публичные» здания, такие, как Московская дума или Верхние торговые ряды на Красной площади.
Заданный этими крупными сооружениями новый масштаб центральных улиц Москвы был поддержан широким новым строительством, не ограниченным «русским стилем», который, напротив, оставался «в меньшинстве». «Мы не ратуем за изгнание других стилей, но возмущает нас остракизм, которому обречен стиль русский в частных и общественных зданиях.. . - писал за несколько лет до закладки Исторического музея один из корреспондентов нового архитектурного журнала „Зодчий". - Теперь начало сделано, и если, вслед за постройкой дома г. Пороховщикова, будут воздвигнуты каменные здания в русском стиле, то, по крайней мере в Москве, не одни постройки допетровской эпохи будут свидетельствовать о существовании самобытного русского зодчества».
← Новый масштаб центральных улиц Москвы | Множество детальных украшений → |
---|