Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Глубинная разница

Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века

Начиная с эпохи романтизма, выбор этих путей становится все более сознательным, почти головным, а интерес к архитектуре других стран возрастает по мере все большего увлечения наследием собственного древнего зодчества. Это проявлялось как в русской архитектуре и в ее соотношении с западноевропейским зодчеством, так и в том внимании, которое стали уделять русской архитектуре в Западной Европе.

Уже в конце 1830-х годов на страницах «Художественной газеты» и последующих периодических специальных изданий все чаще трактуются вопросы, связанные с архитектурой, обнаруживается обоюдный интерес русских и западноевропейских зодчих к новым архитектурным свершениям каждой страны, в том числе России. Несомненно, что в первых поисках «русского стиля» иностранным мастерам виделась аналогия их собственным романтическим исканиям, связанным прежде всего с возрождением готики.
Но в этом интересе европейских мастеров и европейских путешественников в России можно видеть и проявление типичного для миросозерцания романтизма увлечения ориенталистическими мотивами, восточными образцами, каковыми нередко считались и памятники древнерусского зодчества, воспринимавшегося как экзотическое явление на фоне западноевропейской архитектуры.
Этим можно объяснить не только постоянный интерес европейских мастеров к первым образцам «русского» или «византийского стиля», но и их попытки создавать проекты в экзотическом «русском стиле», неотделимом в их сознании от представлений о восточном зодчестве - начиная с «мавританского» до «индийского» и «турецкого».
Так, например, в 1840 г. известный немецкий архитектор Фридрих Штюлер «представил Берлинскому ученому художественному собранию несколько своих рисунков и проектов, и среди них - проект возобновления Зимнего дворца в Московском стиле (in Moskowitischen Baustil). Этот проект был сделан в порядке конкурса, объявленного Берлинским обществом архитекторов в 1838 г., вскоре после пожара Зимнего дворца в декабре 1837 г. Известен и другой конкурсный проект на ту же тему, созданный архитектором Фридрихом Штиром, предлагавшим вариант в «мавританском стиле» (Mauricher stil), в котором он, видимо, не замечал принципиальной разницы с «русским стилем».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Народное восприятие мира как ритма и цикла

Народное восприятие мира как ритма и цикла запечатлелось в многоликом…

Абсолютизация эстетического собственного мира искусства

Для Малларме литература была единственной действительностью и равным…

Советские исследователи

Разумеется, все советские исследователи отвергают натуралистические и…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…