Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Глубинная разница

Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века

Начиная с эпохи романтизма, выбор этих путей становится все более сознательным, почти головным, а интерес к архитектуре других стран возрастает по мере все большего увлечения наследием собственного древнего зодчества. Это проявлялось как в русской архитектуре и в ее соотношении с западноевропейским зодчеством, так и в том внимании, которое стали уделять русской архитектуре в Западной Европе.

Уже в конце 1830-х годов на страницах «Художественной газеты» и последующих периодических специальных изданий все чаще трактуются вопросы, связанные с архитектурой, обнаруживается обоюдный интерес русских и западноевропейских зодчих к новым архитектурным свершениям каждой страны, в том числе России. Несомненно, что в первых поисках «русского стиля» иностранным мастерам виделась аналогия их собственным романтическим исканиям, связанным прежде всего с возрождением готики.
Но в этом интересе европейских мастеров и европейских путешественников в России можно видеть и проявление типичного для миросозерцания романтизма увлечения ориенталистическими мотивами, восточными образцами, каковыми нередко считались и памятники древнерусского зодчества, воспринимавшегося как экзотическое явление на фоне западноевропейской архитектуры.
Этим можно объяснить не только постоянный интерес европейских мастеров к первым образцам «русского» или «византийского стиля», но и их попытки создавать проекты в экзотическом «русском стиле», неотделимом в их сознании от представлений о восточном зодчестве - начиная с «мавританского» до «индийского» и «турецкого».
Так, например, в 1840 г. известный немецкий архитектор Фридрих Штюлер «представил Берлинскому ученому художественному собранию несколько своих рисунков и проектов, и среди них - проект возобновления Зимнего дворца в Московском стиле (in Moskowitischen Baustil). Этот проект был сделан в порядке конкурса, объявленного Берлинским обществом архитекторов в 1838 г., вскоре после пожара Зимнего дворца в декабре 1837 г. Известен и другой конкурсный проект на ту же тему, созданный архитектором Фридрихом Штиром, предлагавшим вариант в «мавританском стиле» (Mauricher stil), в котором он, видимо, не замечал принципиальной разницы с «русским стилем».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Профессионализация в театре

Иванов писал: «Искусство идет навстречу народной душе. Из символа…

Формы проявления массовой художественной инициативы

Фольклор, как народная мудрость, конституируется по признаку прямой…

Общинный образ жизни

Художественное производство как таковое (Маркс) складывается лишь на…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…