Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Внимание русской литературы и живописи

Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века

Рассуждение Мусоргского противоречит опыту литературы - высочайшие достижения русского романа этого периода связаны как раз с анализом «перевальных», переломных явлений в русской жизни, - но оно точно в отношении музыки вообще и собственного опыта композитора. «Нечто постоянное» здесь можно понимать как интонацию - устойчивое звуковое обобщение действительности, складывание которого требует времени: звучащая среда современности должна пройти период отбора, стабилизации, чтобы дать «из суммы явлений известный тип».

Однако сам же Мусоргский сформулировал: «Художник не может убежать из внешнего мира, и даже в оттенках субъективного творчества отражаются впечатления внешнего мира» . Музыка, подобно другим искусствам, являлась летописью эпохи, но современность раскрывалась в ней чаще всего опосредованно - через эпос, историю, лирику. В связи с этим иначе, чем в литературе, отражалась в ней судьба человека.
Если для литературы этого периода одним из главных смысловых мотивов становится путь человека - рост личности, момент ее нравственного самоопределения, деятельность среди людей, то в музыке к литературному типу отчасти приближается, вероятно, лирический герой зрелых симфоний и опер Чайковского: в драматургии Четвертой, Пятой, Шестой симфоний, «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» прослушивается идея развития личности, выстраиваются этапы ее жизни, от детства, юности к зрелости, столкновению с враждебными силами, борьбе и затем неизбежному прощанию с миром. Драматургия «исторических» опер Чайковского - «Опричника», «Мазепы», «Орлеанской девы» - тоже соотносится с литературной традицией исторической романистики, той ее ветви, где изображение эпохи служит красочным фоном для личной драмы героев, а исторические события играют роль фатума или провидения в судьбах персонажей.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Опора на научную историю культуры

Ведь воскресают только те произведения, которые способны с не…

Мир мечты

Человек осваивает сам принцип делания мира и себя тоже, то есть меру…

Художественная реальность фильма

Да это и есть театр, театр вещей (людей), пантомима инструментов.…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…