Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века
Рассуждение Мусоргского противоречит опыту литературы - высочайшие достижения русского романа этого периода связаны как раз с анализом «перевальных», переломных явлений в русской жизни, - но оно точно в отношении музыки вообще и собственного опыта композитора. «Нечто постоянное» здесь можно понимать как интонацию - устойчивое звуковое обобщение действительности, складывание которого требует времени: звучащая среда современности должна пройти период отбора, стабилизации, чтобы дать «из суммы явлений известный тип».
Однако сам же Мусоргский сформулировал: «Художник не может убежать из внешнего мира, и даже в оттенках субъективного творчества отражаются впечатления внешнего мира» . Музыка, подобно другим искусствам, являлась летописью эпохи, но современность раскрывалась в ней чаще всего опосредованно - через эпос, историю, лирику. В связи с этим иначе, чем в литературе, отражалась в ней судьба человека.
Если для литературы этого периода одним из главных смысловых мотивов становится путь человека - рост личности, момент ее нравственного самоопределения, деятельность среди людей, то в музыке к литературному типу отчасти приближается, вероятно, лирический герой зрелых симфоний и опер Чайковского: в драматургии Четвертой, Пятой, Шестой симфоний, «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» прослушивается идея развития личности, выстраиваются этапы ее жизни, от детства, юности к зрелости, столкновению с враждебными силами, борьбе и затем неизбежному прощанию с миром. Драматургия «исторических» опер Чайковского - «Опричника», «Мазепы», «Орлеанской девы» - тоже соотносится с литературной традицией исторической романистики, той ее ветви, где изображение эпохи служит красочным фоном для личной драмы героев, а исторические события играют роль фатума или провидения в судьбах персонажей.
← Рассуждение Мусоргского | Подобные источники → |
---|