Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Внимание русской литературы и живописи

Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века

Рассуждение Мусоргского противоречит опыту литературы - высочайшие достижения русского романа этого периода связаны как раз с анализом «перевальных», переломных явлений в русской жизни, - но оно точно в отношении музыки вообще и собственного опыта композитора. «Нечто постоянное» здесь можно понимать как интонацию - устойчивое звуковое обобщение действительности, складывание которого требует времени: звучащая среда современности должна пройти период отбора, стабилизации, чтобы дать «из суммы явлений известный тип».

Однако сам же Мусоргский сформулировал: «Художник не может убежать из внешнего мира, и даже в оттенках субъективного творчества отражаются впечатления внешнего мира» . Музыка, подобно другим искусствам, являлась летописью эпохи, но современность раскрывалась в ней чаще всего опосредованно - через эпос, историю, лирику. В связи с этим иначе, чем в литературе, отражалась в ней судьба человека.
Если для литературы этого периода одним из главных смысловых мотивов становится путь человека - рост личности, момент ее нравственного самоопределения, деятельность среди людей, то в музыке к литературному типу отчасти приближается, вероятно, лирический герой зрелых симфоний и опер Чайковского: в драматургии Четвертой, Пятой, Шестой симфоний, «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» прослушивается идея развития личности, выстраиваются этапы ее жизни, от детства, юности к зрелости, столкновению с враждебными силами, борьбе и затем неизбежному прощанию с миром. Драматургия «исторических» опер Чайковского - «Опричника», «Мазепы», «Орлеанской девы» - тоже соотносится с литературной традицией исторической романистики, той ее ветви, где изображение эпохи служит красочным фоном для личной драмы героев, а исторические события играют роль фатума или провидения в судьбах персонажей.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Целостность искусства

Творцом считался этот «Ты», который уже обожествлялся и, будучи очень…

Искусство монтажа

И, наоборот, такая театральная система, как японский театр Но,…

Чувственно-образное воплощение

Правда, сравнение между природой и искусством остается и в…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…