Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Внимание русской литературы и живописи

Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века

Рассуждение Мусоргского противоречит опыту литературы - высочайшие достижения русского романа этого периода связаны как раз с анализом «перевальных», переломных явлений в русской жизни, - но оно точно в отношении музыки вообще и собственного опыта композитора. «Нечто постоянное» здесь можно понимать как интонацию - устойчивое звуковое обобщение действительности, складывание которого требует времени: звучащая среда современности должна пройти период отбора, стабилизации, чтобы дать «из суммы явлений известный тип».

Однако сам же Мусоргский сформулировал: «Художник не может убежать из внешнего мира, и даже в оттенках субъективного творчества отражаются впечатления внешнего мира» . Музыка, подобно другим искусствам, являлась летописью эпохи, но современность раскрывалась в ней чаще всего опосредованно - через эпос, историю, лирику. В связи с этим иначе, чем в литературе, отражалась в ней судьба человека.
Если для литературы этого периода одним из главных смысловых мотивов становится путь человека - рост личности, момент ее нравственного самоопределения, деятельность среди людей, то в музыке к литературному типу отчасти приближается, вероятно, лирический герой зрелых симфоний и опер Чайковского: в драматургии Четвертой, Пятой, Шестой симфоний, «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» прослушивается идея развития личности, выстраиваются этапы ее жизни, от детства, юности к зрелости, столкновению с враждебными силами, борьбе и затем неизбежному прощанию с миром. Драматургия «исторических» опер Чайковского - «Опричника», «Мазепы», «Орлеанской девы» - тоже соотносится с литературной традицией исторической романистики, той ее ветви, где изображение эпохи служит красочным фоном для личной драмы героев, а исторические события играют роль фатума или провидения в судьбах персонажей.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Поле деятельности пропагандиста

Пропагандистская деятельность характеризуется как поступок, мысль,…

Процесс эстетического восприятия

Любая динамическая картина восприятия «застывает» по желанию зрителя:…

Суть эксперимента в фольклористике

Экспериментальный момент всегда и изначально присущ…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…