Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Синтетические черты

Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века

Еще более усиливала синтетический характер русской усадьбы церковная культура, сама по себе тоже обладавшая признаками синтетичности. Значение веры в системе мышления и мировоззрения человека второй половины XIX в., несмотря на распространение атеизма, было основополагающим.

Связь русской художественной культуры с духовным просвещением и церковным строительством в эту эпоху хотя и ослабла по сравнению с допетровской Русью и даже с XVIII в., но все же была очень заметной, и особенно явственно она отразилась в усадебном мире.

Церковь способствовала воздействию на усадебную культуру духовных и нравственных позиций человека. «Большинство культур было именно прорастанием зерна религии, горчичным деревом, разросшимся из семени веры» ., - писал П. А. Флоренский. Значение церкви как центра духовного просвещения и ее демократический постулат - «все равны перед Богом» - обусловили место церковной культуры в усадебной жизни России второй половины XIX в.

Необходимо также отметить атмосферу духовного единения людей, как бы стиравшую на какой-то миг даже сословные грани. Она возникала в процессе церковного богослужения и в городе, и в деревне, но особенно ощутимой была именно в сельской местности.

Здесь это чувство подкреплялось поэтическим воздействием окружающей природы и определенной простотой человеческих взаимоотношений, характерных для деревенских условий. Возведенные в комплексе усадебных построек или поблизости от него здания церквей были достаточно вместительными, чтобы предоставить возможность присутствовать на богослужении и владельцам усадьбы, и крестьянам окрестных деревень.

Состав прихожан был более или менее постоянным, все друг друга хорошо знали и по окончании службы не спешили разойтись по домам, используя создавшуюся здесь возможность общения. Значение церкви или, точнее, ее здания в системе остальных построек усадьбы усиливалось еще и тем, что она во многих случаях служила местом захоронения многих поколений владельцев имения, вызывая тем самым особое почитание ее.

Немалую роль играла усадебная или сельская церковь в общекультурном просвещении народа - с помощью церковноприходских школ.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Толкование культуры

А если культура есть производство и самопроизводство человека, то,…

Антропологический взгляд

Есть художественные формы, являющиеся как порождение - и…

Свобода утверждения личностного

Свобода утверждения личностного, индивидуально-пристрастного всегда…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…