Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Кугель пытается сделать следующий шаг в «реабилитации»

Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века

Но чем ближе к концу века, тем переоценки ценностей совершаются все более стремительно, подчас и поспешно. Новые мнения и суждения не всегда даже успевают сменять друг друга - чаще сосуществуют одновременно, рядом и вместе. Судьба Островского в этом отношении весьма наглядна. Едва происходит утверждение драматурга как выдающегося художника, как классика XIX в., как тут же начинается и отрицание значительности его творчества, как устаревшего с позиций нового искусства.

Несколько заступая на территорию чужого нам временного периода - в начало XX в. y,i - заметим, что подобный пересмотр творчества Островского совпадает с пересмотром всего классического искусства прошлого столетия. Суть претензий теоретиков нового искусства сводилась во многом к проблеме быта. Им казалось, что все, что они условно называли «бытом», «внешними условиями», тяжкими веригами висит на искусстве и пригибает его к земле, мешая выражению человеческого духа, человеческой души.
«Быт наложил свою печать на бытописателя, - заявлял Ю. И. Айхенвальд. - Быт освободил драматурга от необходимости глубоко заглянуть в человеческую душу». Это обстоятельство, по мнению критика, «делая пьесы Островского верным отражением известной среды, определенных кварталов русского города, своею тяжестью мешает ему подняться на высоту общего, вечночеловеческого» .
Парадокс состоял в том, что для столь разных критиков - как 1870-х годов, так и начала века - эта самая «известная среда» по-прежнему мешала увидеть в Островском большее, чем в изображение быта вмещается. Но если в 1870-е годы сама по себе «среда» сохраняет еще интерес, то к концу века она уже не интересна и выступает преградой между художником и публикой.
В 1870-е годы уровень сценического искусства и критического мышления совпали. И театральное воплощение «Бесприданницы» оказало автору «дурную услугу». Как показала дальнейшая практика, те упреки, что выдвигались драматургу в конце века от лица нового искусства, в результате голосом самого этого искусства были сняты.
Итак, из заурядной пьесы «Бесприданница» в конце века превратилась в «бессмертную». Что же произошло на протяжении этого двадцатилетия?

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Быстрый прогресс естественных наук

Однако подобные художественные заимствования не есть синтез искусств…

Отход от риторики

Примерно в том же духе высказывался и Гегель. С переориентацией…

Эстетика Бури

Чтобы осуществить эту цель, должен быть создан новый тип…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…