Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века
И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, - думал он, - связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой» ".
Наиболее эмоционально это ощущение всечеловеческого единства - в искусстве Ге.
Художник, как кажется, только и делал, что «дотрагивался» своими сюжетами до старинного, древнего конца «человеческой цепи», стараясь, чтобы «дрогнул» другой, современный. Но по тому же пути стремился идти и Крамской, хотя его возможности эмоционально воздействовать на зрителя были гораздо более ограниченными.
Главное - в непрестанном соотнесении в сознании зрителя обоих этих «концов». В «Христе в пустыне» Крамского на полотне фигура, всецело лишенная чего-либо не только исторически конкретного, но и природного или чувственного - своеобразный знак рокового нравственного выбора. И картина осталась бы мертвой, если бы воображение или жизненный опыт зрителя не дополняли ее бесчисленными примерами аналогичных, но уже совершенно реальных, сегодняшних нравственных колебаний, ситуаций, где действовали реальные люди, наделенные живой исторической характерностью.
А противоположный художественный путь - как раз народовольческая серия Репина, где отразилась неизменная привязанность мастера к непосредственно зримой жизни. Здесь на нескольких холстах - живая историческая реальность России, фигуры пропагандистов середины 70-х годов или заговорщиков конца десятилетия, тогда как в сферу зрительского сознания уходили, наоборот, евангельские прототипы изображенных сюжетов. Мне уже приходилось писать о том, что некоторые сюжеты народовольческого цикла художник, не называя этого прямо, уподобил ситуациям того же «страстного» евангельского финала, к которому непосредственно обращались сюжеты Крамского и Ге. В составе цикла и тайная «Сходка» как напоминание о «Тайной вечере», и «Арест пропагандиста», аналогичный «Взятию Христа под стражу», и «Отказ от исповеди», вызывавший в памяти современников многие сцены испытания Христа в мировом искусстве, или, наконец, «Не ждали» - картина, трактованная как сцена «узнавания близкими воскресшего из мертвых человека» ".
← Взволнованный отзыв | Противовес укоренившемуся в тогдашнем сознании историзму → |
---|