Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Архитектурные воззрения славянофилов

Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века

Эти общие положения в полной мере были приложимы к русской архитектуре, хотя их трактовали по-разному на разных этапах развития зодчества XIX в., когда понятия национальности и народности стали приобретать все более многозначный и противоречивый смысл, нередко выступая как альтернатива общеевропейским архитектурным течениям.

Если в понимании наиболее прогрессивных представителей славянофильства обращение к национальному наследию отнюдь не означало отказа от признания западноевропейского опыта, то совершенно иначе трактовалось понятие «народность» в духе государственных охранительных идей.
«Посреди быстрого падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, при повседневном распространении разрушительных понятий, ввиду печальных явлений, окружавших нас со всех сторон, надлежало укрепить отечество на твердых основаниях, на коих зиждется благоденствие, сила и жизнь народная: найти начала, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие; собрать в одно целое священные остатки ее народности и на них укрепить якорь нашего спасения», - писал министр просвящения С. С. Уваров .
В специальной литературе сложилась традиция, которая не преодолена до сих пор, - связывать с реакционными взглядами Уварова и в особенности с его знаменитой формулой «православие, самодержавие и народность» зарождение и развитие «византийского стиля», в различных модификациях просуществовавшего вплоть до начала XX в. На самом же деле первые попытки обращения к народной архитектуре и первые образцы «византийского стиля» появились в русском зодчестве XIX в. задолго до появления уваровской триады и были, по существу, ничем не хуже и не лучше произведений «русского стиля» второй половины XIX в.,отражавших демократические взгляды их создателей.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Мизансцена

Студенческие мизансцены и сейчас стоят передо мной как изваяния…

Категории психических процессов

Подавляющее большинство исследователей на этот вопрос отвечают…

Автономность художественного произведения

Классическая эстетика, провозгласившая автономность художественного…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…