Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века
Эти общие положения в полной мере были приложимы к русской архитектуре, хотя их трактовали по-разному на разных этапах развития зодчества XIX в., когда понятия национальности и народности стали приобретать все более многозначный и противоречивый смысл, нередко выступая как альтернатива общеевропейским архитектурным течениям.
Если в понимании наиболее прогрессивных представителей славянофильства обращение к национальному наследию отнюдь не означало отказа от признания западноевропейского опыта, то совершенно иначе трактовалось понятие «народность» в духе государственных охранительных идей.
«Посреди быстрого падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, при повседневном распространении разрушительных понятий, ввиду печальных явлений, окружавших нас со всех сторон, надлежало укрепить отечество на твердых основаниях, на коих зиждется благоденствие, сила и жизнь народная: найти начала, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие; собрать в одно целое священные остатки ее народности и на них укрепить якорь нашего спасения», - писал министр просвящения С. С. Уваров .
В специальной литературе сложилась традиция, которая не преодолена до сих пор, - связывать с реакционными взглядами Уварова и в особенности с его знаменитой формулой «православие, самодержавие и народность» зарождение и развитие «византийского стиля», в различных модификациях просуществовавшего вплоть до начала XX в. На самом же деле первые попытки обращения к народной архитектуре и первые образцы «византийского стиля» появились в русском зодчестве XIX в. задолго до появления уваровской триады и были, по существу, ничем не хуже и не лучше произведений «русского стиля» второй половины XIX в.,отражавших демократические взгляды их создателей.
← Самое стремление к национальности | За и против самобытного развития России → |
---|