Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Архитектурные воззрения славянофилов

Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века

Эти общие положения в полной мере были приложимы к русской архитектуре, хотя их трактовали по-разному на разных этапах развития зодчества XIX в., когда понятия национальности и народности стали приобретать все более многозначный и противоречивый смысл, нередко выступая как альтернатива общеевропейским архитектурным течениям.

Если в понимании наиболее прогрессивных представителей славянофильства обращение к национальному наследию отнюдь не означало отказа от признания западноевропейского опыта, то совершенно иначе трактовалось понятие «народность» в духе государственных охранительных идей.
«Посреди быстрого падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, при повседневном распространении разрушительных понятий, ввиду печальных явлений, окружавших нас со всех сторон, надлежало укрепить отечество на твердых основаниях, на коих зиждется благоденствие, сила и жизнь народная: найти начала, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие; собрать в одно целое священные остатки ее народности и на них укрепить якорь нашего спасения», - писал министр просвящения С. С. Уваров .
В специальной литературе сложилась традиция, которая не преодолена до сих пор, - связывать с реакционными взглядами Уварова и в особенности с его знаменитой формулой «православие, самодержавие и народность» зарождение и развитие «византийского стиля», в различных модификациях просуществовавшего вплоть до начала XX в. На самом же деле первые попытки обращения к народной архитектуре и первые образцы «византийского стиля» появились в русском зодчестве XIX в. задолго до появления уваровской триады и были, по существу, ничем не хуже и не лучше произведений «русского стиля» второй половины XIX в.,отражавших демократические взгляды их создателей.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Лепка мизансцены

Конечно, городская площадь чересчур велика для сцены, но ее…

Элементы художественного созерцания

Элементы художественного созерцания и практического действия,…

Пропагандистская деятельность искусства социалистического общества

Идеология занимает большое место в борьбе за чувства и умы людей. Не…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…